Как вы думаете, можно ли фотоотчет назвать фоторепортажем? Эти слова, зачастую, воспринимаются как синонимы, но сегодня мы разберемся в истинном значении каждого из них.
Для себя я определила, что фотоотчет лишь фиксирует данность, а репортаж создает действительность. Как это понять? И в том, и в другом случае фотограф не может повлиять на ход событий, смоделировать ситуацию, поставить моделей так, как ему хочется. Какую тогда действительность создает фоторепортер?
Фоторепортаж, в отличие от фотоотчета, всегда погружает зрителя в атмосферу происходящего. Даже если человек не присутсвовал на встрече, посмотрев альбом, у него возникает ощущение, будто он сам там побывал. Если фотоотчет лишь констатирует факт, то репортаж открывает перед глазами фотографа просторы для творчества. Фоторепортаж невозможен без работы воображения и фантазии.
Репортажный фотограф – это глаза зрителя. Успех фоторепортажа заключается в том, что фотограф сам должен стать зрителем. Предствьте, что вы находитесь в новой обстановке. Что вы будете делать? По-началу, вы осмотритесь, устремите нос к потолку, покрутите головой туда-сюда… и т.д. То же самое должен делать репортажный фотограф. Он должен быть наблюдательным и фиксировать на камеру все, что привлекло его внимание.
Фоторепортер должен раствориться в обстановке, которую он снимает. Ему необходимо довериться интуиции, чтобы оказаться в нужном месте и в нужное время. У фоторепротера нет права на ошибку и промедление. Здесь никто не будет для него повторять эмоцию, ситуацию, здесь вообще на него не обращают внимания. Поэтому фоторепортер должен научиться предугадывать дальнейшие действия выступающих, заранее рассчитать, где ему встать, чтобы сделать свой золотой кадр.
Помимо наблюдательности, фоторепортер, как и любой профессионал, должен оценить условия для съемки: откуда исходит источник света, степень освещенности, отражение света от поверхностей. Не всегда условия для съемки бывают благоприятыми, точнее, для фоторепортера они всегда неблагоприятные. Поэтому цепляйтесь за данные источники света. Старайтесь встать под таким углом, чтобы лицо выступающего человека было освещенно. Можно поиграть с отраженным светом от глянцевых поверхностей, главное включить воображение.
А теперь несколько советов из личной практики:
- Во время репортажной съемки с дневным освещением, не снимайте против окна, иначе получите силуэты или переэкспонированные фотографии. Поворачивайтесь спиной или боком к окну.
- Если вы снимаете мероприятие в красивом зале, обязательно сделайте несколько кадров антуража: красивая лепнина на потолке, мраморные колонны, обои с позолотой и набивным рисунком. Не забывайте, что зритель обязательно обратит внимание на эти вещи.
- Не заостряйте свое внимание только на главных действующих лицах данного мероприятия, фотографируйте слушателей.
- Берите как общие планы, так и детали. Именно детали создают атмосферу!
- Заботьесть о композиции и о гармонии цвета. Всегда можно найти интересное сочетание цветов или геометрию линий, главное быть внимательным.
- Снимайте стариков и детей. Они всегда вносят сентиментальную нотку в любую съемку.
Фоторепортер придумывает собственный сюжет всему происходящему, он наделяет свои фотографии смыслом. Именно так он создает действительность, о которой я говорила вначале. Фоторепортер всегда активный участник процесса. Он вдумчив во время съемки, он анализирует поведение участников, что дает ему возможность предугадывать их дальнейшие действия. Поэтому фоторепортер должен быть еще и аналитиком.
Что еще отличает фоторепортера от фотоотчетчика? Фоторепортер идет на съемку с предвкушением чего-то грандиозного, с ощущением себя, как творца. А фотоотчетчик просто берет камеру.
Аня Черкина для Открытой Школы Фотографии