fbpx

Horst P. Horst — Carmen Face Massage, 1946

Телефонный звонок:
— Ты что делаешь?
— Пишу пост про ХорстаПиХорста
— Про кого-кого ?

Этот на первый взгляд загадочный кадр на деле довольно прозаичен: он был снят для журнала Vogue и просто иллюстрирует массаж лица. Моделью стала 15-летняя Carmen Dell’Orefice, которая впоследствии сделала самую долгую модельную карьеру в мире — сейчас ей уже 80, а она до сих пор ходит по подиуму и участвует в съёмках. Но речь сегодня не о ней и не о лицах моделей, а о том, как фотограф Хорст любил фотографировать руки.

Horst P. Horst — Lisa Fonssagrives Hands, 1941

Немец по имени Хорст Пауль Борманн выбрал себе лаконичный, но броский псевдоним Horst P. Horst и под этим именем стал признанным мэтром журнальной фотографии. В то время, когда другие его коллеги и современники смело выводили модную и рекламную съёмку за пределы студии, Хорст всю жизнь оставался убеждённым сторонником студийной съёмки — он продолжал работать с форматными камерами, тщательно, до мелочей продумывать композицию и нюансы студийного освещения.
Зато в наше время, когда речь заходит о журнальной фотографии середины века, пожалуй, именно Хорста чаще других называют классиком жанра. Несколько его снимков — например, «Mainbocher Corset» и «White Sleeve», сделанные изначально в абсолютно рекламных целях, стали хрестоматийными примерами фэшн-съёмок и просто знаковыми фотографиями эпохи — уже вне рекламного контекста.

Horst P. Horst — Lisa Fonssagrives, 1939

Лиза Фонссангривз несколько лет была любимой моделью Хорста. Впрочем, кто её только не снимал за её долгую карьеру, особенно её мужья-фотографы — и ей первый муж Фернан Фонссагривз, и её третий муж Ирвинг Пенн, и именно Лизу Фонссангривз называют первой супермоделью — настолько велика была её востребованность в мире моды и фотографии. Но Хорст делал акцент именно на её руки.

Horst P. Horst — Lisa with Harp, 1939

 Horst P. Horst — Lisa on Silk, 1940

Horst P. Horst — Lisa with Turban, 1940

Horst P. Horst —  Hands, Hands, Hands, 1941

По последней, впрочем, у меня нет сведений — чьи это руки ). А вот как он использовал Лизу для обложки «Vogue» — такой вот коллаж, первый вариант и итоговая обложка:

Horst P. Horst — Lisa as V.O.G.U.E., 1940

 

Vogue cover, June 1940.

Стиль Хорста можно назвать одновременно новаторским и академичным — с одной стороны, в его работах видно влияние сюрреалистов — поиск новых ракурсов, новых форм, «новых смыслов» в привычных предметах — и в то же время у него часто присутствует прямо-таки античная, скульптурная классичность линий и форм. При этом большинство снимков Хорста так же лаконичны, как и его псевдоним — в кадре нет ничего лишнего. И лучшие снимки Хорста — это торжество фотографического минимализма, тот самый случай, когда «нечего убавить».

Horst P. Horst — White Sleeve, 1936

И вот, для полной презентации, тот самый, хрестоматийный уже корсет:

Horst P. Horst — Mainbocher Corset, 1939

Хорст сделал этот рекламный снимок в Париже, в августе 1939-го — и кадр стал последней довоенной съёмкой Хорста.  «Я вышел из студии в четыре утра, зашёл домой, собрал чемоданы и успел на семичасовой поезд в Гавр, чтобы попасть на отходящий корабль в Америку. Мы все понимали, что война уже близко.»
Снимок должен был выйти в октябрьском номере французского «Vogue», уже были готовы макеты для печати, — но в сентябре Англия и Франция объявили войну Германии.  И хотя серьёзные военые действия не начинались ещё несколько месяцев, парижским модницам было уже не до корсетов. Модный журнал «Vogue» в условиях предвоенного хаоса стал нелепой и неуместной вещью, неактуальна была и фотография Хорста. В октябре и ноябре журнал не выходил, в декабре фотографию всё же напечатали — маленькую, размером с почтовую марку.  Сам производитель этих корсетов, Мэнбош, вскоре быстренько свернул свой бизнес и тоже перебрался в Америку.

Теперь же эта, почти незамеченная в 1939-м году фотография, стала одним из знаковых изображений, символом безмятежной довоенной эпохи. А когда Хорста впоследствии как-то спросили о световой схеме кадра, он ответил:  «Кроме основного источника, там были ещё отражатели и точечная подсветка. Но я не помню, как я сделал это, и повторить это не смогу».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Меню