Вместо предисловия
За пару месяцев до соревнований я узнал, что в Казани пройдут легендарные Red Bull Air Race! Все знакомые журналисты говорили, что аккредитация закончена и я уже опоздал. Я забил на месяц, но спустя 30 дней решил, что все таки хочу поснимать, и попробовал сделать аккредитацию.
Все получилось, но возник второй вопрос – на что снимать, ведь 200 мм, которые есть у меня будут крайне широкоугольными) Все мысли были о телевике Fujifilm XF 100-400. Я давно хотел попробовать этот объектив в действии, и вот он случай. Все совпало, я нашел его в даты соревнований. И вот я счастливый снимаю Air Race!
Спустя месяц я пишу этот тест-драйв, вдоволь наигравшись в конвертацию репортажных фотографий. Мне кажется, я половину фотографии не обработал в окончательный вариант, но когда-нибудь лучшая фотография с жесткого диска попадет в сеть, и Red Bull ее заметит)
Собственно, далее мой небольшой обзор и много фотографий. Еще больше фотографий тут, во ВКонтакте.
Ну а самые свежие фотографии я выкладываю в сторис инстаграм, так что подписывайтесь )
Коротко:
Объектив хорош, он конечно не универсальный зум, но все же – стоит брать, если вам необходимы такие фокусные расстояния!
1,4x – резкий, есть небольшие потери светосилы, но терпимо. Скорость автофокуса хорошая.
2х – резкий, но следящий автофокус заметно медленнее, есть потери светосилы и немного виньетирование. Но это же 800 мм получается, да еще и кроп 1,5! В общем мир через него меняется!
Когда я начинал съемку на 100-400 с 2х конвертером я думал, что это тяжелый объектив и он ооочень тяжелый, но на следующий день подтянулись коллеги с зеркалками, и мое мнение очень сильно поменялось)
Как вообще в руках лежит?!
Объектив большой. Самый большой у Fujfilm X. В руках держать удобно и даже за весь день съемки руки не устали. Даже за три дня не устали. Только ноги устали… ходить с камерами и рюкзаком целый день не приносит мне удовольствия. Нужно было брать электросамокат xiaomi. В путешествие я обычно беру легкий объектив и пользуюсь одной камерой. Но тут нет другого выхода. Но на фоне коллег я смотрелся очень легко. Мой объектив с камерой при прочих равных был намного легче зеркальных конкурентов.
“Снимать спорт можно только на зеркалку!”
Самый большой стереотип, который я слышал от коллег фотографов во время этих трех дней съемок – спорт можно снимать только на зеркалки, иначе будет огромное число промахов. Я попробовал взять в руки их зеркалки с конвертерами на объективах. Про вес можно вообще не упоминать, камеры в разы тяжелее. Но самое главное в пасмурную погоду с конвертером 2х практически ничего не видно. На беззеркалки же снимая вы видите сразу готовую картинку. Это большой плюс.
Что касается “поймать кадр” – это в современных камерах Fujifilm вообще не проблема. X-T2 конечно не X-100F с центральным затвором, но задержка минимальная, ее практически нет.
Следящий автофокус.
Когда самолет летит на тебя и достаточно быстро совершает маневры, автофокус не справляется и почти все кадры в серии не в фокусе.
Если снимать с боковой точки, то почти все кадры резкие. Так что я для себя избрал тактику следящего фокуса при съемке сбоку или одиночного при фронтальной съемке.
Объектив сделан очень хорошо, сбалансирован, его удобно держать в руках во время съемки. Лапка для штатива меньше, чем у 50-140 – это экономит вес, но за нее уже не так удобно носить объектив во время переходов с одной точки на другую во время съемки, а было бы удобно. Отдельно хочу сказать про бленду объектива – в ней есть дверка для подкручивания поляризационного фильтра. Это очень удобно – спасибо инженерам!
Еще одна важная особенность в конструкции, влияющая на скорость фокусировки – это ограничение работы автофокуса с 5 м до бесконечности. В большинстве случаев его можно держать именно в этом положении. Полная фокусировка нужна только для съемки портретов и предметной съемки. Если вы снимаете репортаж, то скорее всего ваши объекты находятся на гораздо большем расстоянии.
Виньетирование.
я заметил его только с объективом и установленным на него конвертером 2х. Оно терпимое и не раздражает.
Стабилизация
В объективе есть стабилизатор! Попробовал снимать без него и понял на сколько он хорош! Реально, его лучше не выключать!
Рисунок объектива
Картинка очень объемная начиная с зоны резкости – на этой странице это видно только на портретах пилотов. Тут просто поверьте на слово! ) Для меня было это очень удивительно – на зумах 100-400 обычно задний план просто размывается однородно. На Fujinon XF 100-400mm F4.5-5.6 R боке очень классное.
Хроматических аберраций и прочих искажений я не заметил.
Цена
Это самый дорогой объектив у Fujifilm X. Я конечно же хочу, чтобы он стоил дешевле, и искренне желаю всем нам зарабатывать больше денег!
Если конкретнее цена, на момент написания теста
- Fujifilm XF 100-400mm f/4.5-5.6 R LM OIS WR // 129 990 руб. // вес: 1375 г
- Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS II USM // 133 990 руб. // вес: 1640 г
- Sony FE 100-400mm F4.5–5.6 GM OSS // 209 900 руб. // вес: 1395 г
- Panasonic Vario-Elmar 100-400mm f/4.0-6.3 Asph DG // 109 990 руб. // вес: 985 г
При правильном освещении картинка вообще потрясающая:
Знаю, что после дождя бывает красивый свет. С утра был дождь и я надеялся, что солнце выйдет. И… оно вышло!
Проводка
Кадры с проводкой, так чтобы фон был размазан на 400+ мм сделать оказалось непросто. В первые два дня голодный до удачных кадров я оставил затею делать такие фотографии, т.к. количество брака-смаза было велико. Но весь третий день шел дождь. Точка съемки была одна. Есть уже не хотелось (точка съемки была на террасе ресторана). Именно после обеда я начал экспериментировать. Оказывается просто не нужно торопиться, превратить свое тело в монопод и фотографии будут получаться! К слову сказать, я специально не брал ни монопода ни штатива. Мне важно было провести тест съемки с рук, т.к. в путешествии часто не бывает возможности взять с собой дополнительное оборудование. Вполне возможно снимать при пасмурной погоде даже на 400+2х.
Очень эффектно рвутся пилоны – на это действительно интересно смотреть.
Перед началом тренировок я поинтересовался на сколько часто пилоты задевают пилоны. Несколько человек, кто уже был на соревнованиях, уверили меня, что это большая редкость. На самом деле, практически каждый второй полет рвался пилон. И даже если вас не преследует удача, вы бы все равно сделали кадр с оторванным пилоном.
Его очень быстро меняют. Для пишущих журналистов даже делали экскурсии на пилон и показывали, как все устроено, из каких тончайших материалов он сделан, как идет процесс смены пилона.
Вообще фотожурналистам на всех мероприятиях интереснее, чем обычным зрителям. Все ближе, рассказывают больше. Кормят даже иногда)) Так что если вам нравятся различные события и вы любите фотографировать… возможно вам стоит попробовать репортажную фотографию. Это интересно, как миниум!
Обработка
Я конечно очень люблю снимать в JPG от Fujifilm, но есть 2 причины, почему я снимал в RAW
1. Ситуация постоянно менялась и подстраивать jpg я просто не успевал, а хороший jpg получается только при правильной настройке
2. Мне хотелось протестировать пакетную обработку с этой съемки в разных Raw конвертерах
3* А это уже как дополнение-мечта. В графических редакторах есть выборочная коррекция каждого из цветов. Уверен что сделать такой инструмент при съемке не так уж и сложно, очень надеюсь увидеть такое в новых прошивках или хотя бы новых камерах Fujifilm X. Например: представляете, вам мешает пурпурный оттенок, вы раз, ползунком взяли и убрали оттенок с пурпурного в синий. Слишком насыщенный зеленый – раз и убрали насыщенность зеленого. Ни система, а мечта! Может быть все таки это случится!
Как я написал выше, помимо теста объектива – это для меня еще и тест raw конвертеров при пакетной обработке большого количества кадров. Я решил попробовать, не привычный для себя Camera Raw Silky pix, а всеми популярные Lightroom и Capture One Pro. В итоге, не смотря на все тормоза Silky, именно в нем получается результат быстрее. Конечно в Лайтрум сам процесс перетаскивания ползунков идет быстрее и работать приятнее, но результат по цвету для меня по прежнему радует только от Silky. Чтобы добиться необходимо цвета в Capture One нужно потратить 3 минуты, а в Silky раза в два быстрее. Если бы он не тормозил, то я думаю было бы раза в 4 быстрее.
Пилоты Red Bull Air Race
Победитель Кирби Чемблисс (очень крутой ветеран из США) и Хуан Веларде (из Испании)
Мне очень не хотелось отдавать объектив на следующий день после соревнований, но нам пришлось расстаться(
Отличный объектив, его даже можно взять в путешествие. Возможно когда-нибудь я куплю его себе!
Несколько кадров получилось сделать с эксклюзивных точек.
Именно здесь при сильнейшем ветре очень не хватало монопода или штатива.
А это шоу парапланеристов
Вертолеты в действии:
Некоторые фотографы ходили и ворчали, как все плохо организовано. На мой взгляд, именно для журналистов все отлично организовано. Снимать можно было с большого количества точек. Я не успел даже все обойти. И еще большая радость, что соревнования в Казани будут проходить еще два года! Мечтаю в следующий раз поснимать из вертолета.
И еще, вы представляете, казанцы должны благодарить “Татспиртпром” за эти прекрасные соревнования. Именно по огромной инициативе их гендиректора, “Air Race” проводится в России, и сразу же в Казани! Я еще раз убеждаюсь, что если каждый будет делать хорошо, не только для себя, но и для окружающих, наш мир станет лучше!
Желаю вам ярких впечатлений и предлагаю посмотреть еще немного фотографий.