fbpx

У кого из нас не возникало желание сфотографировать величественный златоглавый собор или скромную деревенскую часовенку? Рано или поздно, но в творческой папке любого фотографа появляются снимки церквей и храмов. Потому, что религия привлекает всех: и верующих, и атеистов. Но я не буду философствовать далее на эту тему. Как говорила моя прабабушка: «молчи о том, чего не знаешь». Тем не менее, я не случайно коснулась вопроса о вере.

В этой статье я хочу познакомить вас с молодым фотографом и очаровательной девушкой Евгенией Мустафиной. Женя учится в Казанском федеральном университете на факультете психологии. А еще она ведет фотокружок в Духовно-просветительском центре «Апостол». Сам центр предназначен для людей, которые хотят развиваться духовно и творчески. Все занятия ведутся бесплатно, и прийти сюда может любой желающий. Помимо богословских курсов, там много различных кружков: старинная вышивка, академический хор и хор прихожан, театральная студия и др. В общем, все, что связано с православной культурой. Занятия по фотографии в «Апостоле» начались недавно, два месяца назад.

qGr6BFviJ8A 4iq5IdQPFl4
— Женя, кому пришла идея создать фотокружок в Духовном центре?
— Я пришла в центр на курсы кройки и шитья, совершенно не подозревая, что сама буду преподавать здесь. В центре много различных кружков и мастерских, но занятий по фотографии не было. Я предложила организаторам центра эту затею и мне разрешили вести фотокружок. Я не называю это уроками. Занятия рассчитаны как на обучение фотографов, так и на развитие кругозора молодых людей через фотоискусство.
— Как проходят занятия?
— Моя группа состоит, в основном, из студентов, но есть и школьники, и те, кому за 30. Сложность в том, что все приходят с совершенно разной техникой: кто-то с телефонами, кто-то с «мыльницей», кто-то с «зеркалкой». Я больше ориентируюсь на «зеркальщиков», потому, что многие ребята хотят в дальнейшем покупать профессиональные камеры. Сейчас мы изучаем техническую базу: диафрагма, выдержка, iso, вспышка. Затем перейдем на композицию, свет. Практика будет проходить на природе, плюс съемка церковных мероприятий. Тут нет никаких принуждений к вере, но мероприятия массовые и, с точки зрения фотографирования, они интересны. Например, на 9 мая планируется флешмоб для участников Сретенского бала и все желающих. Сретенский бал – это традиционное мероприятие, которое организуется Татарстанской митрополией Русской Православной Церкви. Для учащихся будет полезно прийти на этот флешмоб и поснимать людей в движении, в танце.
Ученики показывают мне фотографии по заданной теме, и мы вместе разбираем ошибки. У нас есть большой экран, проектор, поэтому вся группа участвует в обсуждении. Мы планируем устраивать уроки и на природе, так как это реальная практика фотографа. Кроме того, мы можем просматривать картины живописцев и по ним учиться фотографии, так как эти две области очень связаны.

церковный фотограф

— Существует такое выражение «хра́мовый свет». В чем особенности церковного освещения?
— Если я снимаю ночью, то тут не рассчитываешь на освещение, которое возможно во время службы. Особенно Пасхальная служба, где свет вообще практически не горит. Вспышка может помочь, если есть светлые стены, потолок. Но храм это исключает, потому, что стены обычно расписаны. Снимать такие службы довольно проблематично, нужны светосильные объективы.
Когда я снимаю днем, то свет из окон струится полосками, лучами. Если сравнивать, то такой свет можно увидеть в тумане, если посветить фонарем или прожектором. Это довольно редкое явление и только в зданиях с большими окнами, которые находятся высоко, можно увидеть такой свет. Днем храм редко освещен люстрами, поэтому внутри получается естественный природный свет. Запечатлеть его лично мне сложно, потому, что нужно так настраивать фотокамеру, чтобы задний план не оказался слишком темным, а сам луч не был пересвечен. Но мне нравится этот свет.
В Казани храмы очень красивые. Сам антураж, позолоченные деревянные изразцовые вещи очень эффектно могут переливаться в боке (Bokeh). Я снимала венчания, крещение, церковные мероприятия, службы. Сложность храмовой съемки еще и в том, что на службе, к примеру, Рождественской, стоит огромная толпа людей. Фотографу невозможно снимать из-за большого скопления народа. Это целое дело – придумать, куда тебе встать. Нужно быть очень зорким фотографом, чтобы заснять служебные моменты и не помешать самому ходу службы.
— Женя, ты давно начала заниматься церковной съемкой?
— Года три. Все начиналось с того, что я пела в церковном хоре. Как-то там нужно было поснимать службу. Вообще, когда ты свой человек, например, при хоре, ты чувствуешь себя нормально. Ты знаешь, где можно ходить во время службы, а где – нельзя. Когда же ты просто пришедший фотограф, уже страшновато, потому, что тебя не знают ни батюшки, ни сам ты не знаешь, как себя вести.
— Зачастую, при входе в храм, мы обнаруживаем вывеску «фото- и видеосъемка запрещена». В каких случаях церковь разрешает пришедшему фотографу сделать репортаж?
— Насколько я знаю, фотографировать нельзя, потому, что, во-первых, вспышки и звуки фотокамер могут отвлечь от службы. Во-вторых, многие иконы очень старые и лишний свет, в частности от вспышки, может покалечить изображение. Но самое главное, что храм – это место, где поведение прихожан строго регламентировано самой церковью. Это не увеселительное мероприятие, это не кафе, где можно вести себя как вздумается. Главная задача фотографа в храме – показать суть, не сбив настрой прихожан и священнослужителей.
Если вы действительно хотите профессионально снимать, посвятить этому время, то нужно заранее прийти и договориться с батюшкой, нужно получить его благословение. Если ваши намерения не противоречат желаниям церкви, я думаю, съемка в этом случае возможна.
— Почему ты решила работать в Духовно-просветительском центре «Апостол»?
— Сейчас фотография, в большинстве случаев, стала коммерческой. Есть молодежь, которая хочет заниматься фотографией, но, ввиду своего возраста, не может оплачивать дорогие мастер-классы. Кроме того, у меня не было опыта преподавания и в этом качестве мне интересно развивать себя. Я удивляюсь, что ко мне на занятия приходят люди старше меня, слушают, спрашивают что-то. Наверно, это не мое призвание, это слишком сложное слово, но я нахожу удовлетворение и радость от этой работы.

Помимо церковных фотографий Женя снимает портреты, пейзажи, а так же устраивает фотосеты своему любимому коту Хоме. Ее творчество можно охарактеризовать, как легкое дуновение ветерка или полет маленькой птички.
Открытая школа фотографии Олега Самойлова желает Евгении Мустафиной дальнейших успехов в ее интересном и благодарном деле!

Специальный корресподент Аня Черкина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Меню