Q: Охраняется ли фотография авторским правом?
A: На этот вопрос может быть только один ответ – утвердительный. Закон Российской Федерации “Об авторском праве и смежных правах”, принятый в 1993 году, среди предметов, охраняемых авторским правом, прямо называет “фотографические произведения и произведения, полученные способом, аналогичным фотографии”.
Фотографию, в первом столетии ее существования, считали ремеслом. К ней относились как к способу точного, документального изображения. Снимки представляли собой лишь копии действительности. В последнии 40-50 лет творческое использование фотокамеры превратило фотографию в полноценный вид изобразительного искусства. Другими словами, фотография и искусство сейчас находятся в плотном взаимодействии.
В Европе фотографию, на протяжении долгого времени, не считали за искусство, в противоположность США, где уже с давних пор музеи активно занимались коллекционированием снимков и даже включали их в постоянные экспозиции.
Автоским правом охраняются как негативы (черно-белые и цветные), слайды, цифровые имиджи, так и отпечатки с них. Если негатив или слайд утрачены, а отпечатки с них сохранились, то они охраняются “на правах оригинала”. Это значительно повышает ценность таких фотоотпечатков. На Западе есть фотографы, уничтожающие негативы после создания первых пяти-десяти отпечатков. Их стоимость, из-за невозможности создания дополнительных копий, становится очень высокой.
Q: Как отличаются личные и имущественные права фотографа?
A: За фотографом закрепляются определенные права: личные и имущественные.
Личные права неотделимы от авторских, а вот имущественные права могут быть переданы автором или перейти по закону к другим лицам – гражданам или организациям.
Скажем, пожилой фотограф на склоне лет решил передать свою фототеку городскому архиву за определенное вознаграждение. В этом случае, после заключения договора между частным и юридическим лицом, происходит передача имущественных прав архиву. Теперь архив вправе распоряжаться полученной фототекой, используя снимки, скажем, для выставок и публикаций. Однако, при этом личные права фотографа должны соблюдаться: под снимками воспроизводится фамилия автора.
Имущественные права закрепляют за фотографом ( или иным владельцем исключительных авторских прав) право разрешать или запрещать использование фотографии. При этом использованием считается воспроизведение и распространение экземпляров фотографий, их публичный показ, в том числе по телевидению. Разрешение на использование фотографии дается в устной или письменной форме. Такое разрешение есть авторский договор, в соответствии с которым пользователь получает часть имущественных и авторских прав.
Q: Что такое имущественные права фотографа?
A: Имущественные права фотографа заключаются в том, что фотограф вправе разрешить или запретить использование своей фотографии следующими способами: воспроизведение, распространение, публичный показ, в том числе по телевидению.
Закон “Об авторском праве и смежных правах” устанавливает следующие имущественные права:
- – право на воспроизведение (тиражирование) в любой печатной продукции;
- – право на распространение экземпляров фотографии (продажа, бесплатная раздача);
- – право на импорт экземпляров фотографии, в том числе в любых печатных изданиях;
- – право на публичный показ, в том числе по любым каналам телевидения;
- – право на изменение формы изображения.
Q: Что включает в себя понятие “личные права фотографа”?
A: Фотограф пользуется авторским правом на свои фотографии. Поэтому он является автором и получает все права автора, предусмотренные российским Законом об авторском праве от 9 июля 1993 года. Авторские права подразделяются на две группы: личные права и имущественные права. Личные права фотографа включают: право авторства, право на имя, право на обнародование и право на защиту репутации автора.
Право авторства – это право как считаться, так и признаваться автором фотографии. Оно распространяется как на всю авторскую фотографию, так и на отдельные ее детали. Никто не может присвоить авторство фотографа. Присвоение авторства – это плагиат, гражданское правонарушение, а часто – уголовное преступление, подпадающее под определенную статью уголовного кодекса.
Право на имя – это право обозначить фотографию своим именем или выпустить ее в свет под псевдонимом, а также без указания имени автора (анонимно). Никто не вправе снимать с фотографии имя автора или его псевдоним. Вместе с тем, никто не вправе раскрывать псевдоним автора, без его согласия.
Право на обнародование фотографии – это право фотографа разрешить или не разрешить выставить или опубликовать фотографию. Согласно закону, это право реализуется только один раз. Довольно часто оно соединяется с правом на первое использование фотографии. Другими словами, если автор дает разрешение на тиражирование своей фотографии или выставляет ее, скажем, на фотовитрине, то тем самым он разрешает ее обнародование. Однако, автор, принявший ранее решение об обнародовании своей фотографии, вправе, в дальнейшем, пересмотреть это решение. При этом используется, предусмотренное законом об авторских правах, право на отзыв. Право на отзыв может быть применено, если фотограф считает свою фотографию неудачной, а также в любых других случаях.
Право на защиту репутации автора – это право на защиту фотографии от любого изменения и искажения. Например, иное кадрирование, добавление, устранение отдельных деталей, добавление цвета или использование цветной фотографии в виде черно-белой. Все вышеперечисленные изменения могут производиться только с согласия автора.
Q: Каковы сроки действия авторских прав?
A: Авторское право на фотографию возникает с момента создания фотографии и действует в течение всей жизни автора и еще 50 лет после его смерти.
Правда, советское законодательство об авторском праве устанавливало более краткий срок охраны авторских произведений. Поэтому фотографии авторов, скончавшихся в 1968 году или ранее, теперь уже не охраняются.
Фотографии зарубежных авторов, впервые увидевшие свет за рубежом, охраняются лишь на основе международных договоров, заключенных как Россией, так и Советским Союзом с отдельными странами.
Q: Возможно ли использование, без согласования с фотографом, части оригинальной фотографии?
A: Любая часть оригинальной фотографии охраняется авторским правом. Причем неважно, сколь малой эта часть является. Для использования части оригинальной фотографии, например, в фотоколлаже, с автором должен быть заключен договор. Если использование части снимка осуществляется без авторского договора, чем нарушается закон, то фотограф или иной владелец исключительных имущественных прав может требовать запрета незаконного использования и взыскания своих убытков или выплаты денежной компенсации.
Q: Правда ли, что охраняются лишь опубликованные фотографии?
A: Нет, это не так. Авторское право на фотографию возникает автоматически – с момента создания фотографии и выражения ее в объективной форме, доступной для окружающих. При этом неопубликованные фотографии охраняются также, как и опубликованные.
Авторское право охраняет фотографию независимо от ее художественных достоинств. Конечно, слабая в художественном отношении фотография вряд ли станет использоваться. Однако, если она используется, то это может производиться только с соблюдением авторских прав.
Для обозначения своих авторских прав владелец исключительных авторских прав может поместить на фотографии знак охраны авторских прав. Знак состоит из следующих частей: буквы С, обрамленной окружностью, имени владельца исключительных авторских прав, времени первого выхода фотграфии в свет. Конечно, отсутствие этого знака не лишает фотографа авторских прав ни целиком, ни частично.
Q: В каких случаях фотография может использоваться свободно, то есть без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения?
A: Фотография может использоваться свободно, то есть без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения исключительно в следующих случаях: – в изданиях, телепередачах и видеозаписях учебного характера может быть использована опубликованная фотография; – фотография может быть воспроизведена в обзоре текущих событий по телевидению; – фотография, опубликованная в прессе, может быть репродуцирована библиотекой или архивом по запросам отдельных граждан или в исследовательских целях; – фотография, помещенная в сборнике или периодике, может быть репродуцирована образовательным учреждением с целью показа во время проведения аудиторных занятий. Во всех остальных случаях использование фотографии допускается только с согласия фотографа и с выплатой вознаграждения.
Q: Чем отличаются исключительное и неисключительное право на использование фотографии?
A: Когда фотографу предлагают выполнить какую-либо работу – создать одну или серию фотографий, делать снимки в течение длительного периода, либо когда фотограф сдает выполненную работу, скажем, в фотоагентство или издательство, то с точки зрения авторского права речь идет о заключении авторского договора на использование фотографии.
По такому договору фотограф передает свои авторские права на фотографии пользователю, а пользователь вправе распорядиться фотографией в пределах, обусловленных договором.
Один из основных вопросов, который должен быть рассмотрен в договоре – это вопрос о том, получит ли организация – пользователь исключительное право распоряжаться снимком, или она получит лишь неисключительное право.
Если организация – пользователь становится на указанный в договоре срок единственным пользователем фотографии, то автор уже не может передавать эту фотографию другой организации. Если организация получает только неисключительное право, то автор вправе распоряжаться такой фотографией в дальнейшем по своему усмотрению.
Отметим сразу: тема, поднимаемая здесь, очень важна для российских фотографов. Скажем, на Западе фотограф за удачный снимок получает разовое вознаграждение, а затем заключает с агентством или издательством договор, согласно которому, в течение обусловленного периода, имеет право на дополнительные выплаты от использования этого снимка. Причем, вознаграждение за последующее использование переданной фотографии в десятки, а то и в сотни раз превышает первоначальный гонорар.
У нас в России довольно часто происходит так. Фотограф, продающий снимок для разовой публикации, затем видит его на рекламных плакатах и других изданиях. Поэтому, в момент совершения сделки, фотографу нужно оговорить условия использования продаваемой им фотографии. Причем нужно помнить, что исключительное право стоит во много крат дороже неисключительного.
Если из договора не ясно, какое именно право получила организация, то полученное право считается неисключительным. Также немаловажно указать в договоре способ использования снимка. Скажем, если слайд станет воспроизводиться на открытках, выходящих миллионным тиражом, то и гонорар должен быть соответствующим. В договоре о передаче прав на использование фотографии необходимо указать срок. Он может быть различным – от одного месяца до окончания срока действия авторского права на фотографию.
Фотограф может разделить право на использование снимка территориально, например, на территории России – российскому изданию, а на территории Франции – французскому.
Q: Фотограф послал свои снимки на фотоконкурс. Через некоторое время после подведения итогов, он увидел свои снимки воспроизведенными на официальных плакатах фотоконкурса. Нет ли здесь нарушений?
A: Для того, чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно знать условия проведения конкурса, о котором идет речь. Как правило, при объявлении о проведении того или иного фотоконкурса говорится, что учредитель вправе использовать присланные фотографии на определенных условиях.
Если учредитель не оговаривает их, а затем использует присланные фотографии по своему усмотрению, то это является нарушением Закона об авторских правах.
Однако, подавляющее большинство фотоконкурсов и фотофестивалей, победителям которых присуждаются денежные премии и ценные призы, вправе использовать присланные работы в рамках, оговариваемых учредителем. Ему необходимо выпустить плакат, каталог, воспроизвести фотографии участников и лауреатов в прессе.
Конечно, все эти моменты должны оговариваться при проведении фотоконкурса или фотофестиваля, а автор, приславший свои работы, этим самым подтверждает соглаcие с условиями, предложенными учредителем.
Поэтому, прежде чем послать свои фотографии на какой-либо фотоконкурс и подписаться под соответствующими условиями, необходимо внимательно ознакомиться с ними. Скажем, есть такие фотоконкурсы, которые не возвращают присланные работы или используют их по своему усмотрению в рекламных целях, или требуют от лауреатов предоставить эксклюзивные ( исключительные ) права на определенный период.
Есть фотоконкурсы, которые возвращают работы, но одновременно требуют согласия всех участников на использование присланных снимков без выплаты вознаграждения.
Повторю еще раз – прежде чем послать свои фотографии на какой-либо фотоконкурс, внимательно познакомьтесь с его условиями и только после этого принимайте решение о передаче части своих авторских прав. Информация о проведении фотоконкурса должна быть написана доступным, ясным языком и не вызывать вопросов.
Q: Фотограф занимается репродукционной съемкой живописи и графики. Являются ли слайды – репродукции объектом охраны авторских прав?
A: Авторское право охраняет любые оригинальные, творческие фотографические произведения и произведения, полученные способом, аналогичным фотографии. При этом способ создания фотографии влияет на существование авторской охраны. Оригинальность фотографии, ее неповторимость определяются выбором объекта, места и момента съемки, в выборе освещения.
Задача фотографа, производящего фотосъемку произведения живописи и графики – добиться правильной цветопередачи, свойственной объекту съемки. Не более того. Для этого подбираются соответствующие свет и фотопленка, используются специальные приборы, определяющие цветовую температуру. Другими словами, задача фотографа, занимающегося репродукционной съемкой, не создать оригинальное авторское произведение, а добиться максимального соответствия снимаемому оригиналу. Поэтому не могут считаться оригинальными и не охраняются авторским правом так называемые “технические” фотографии: репродукции картин, графики, рисунков, гобеленов, мозаик, панно, витражей.